График инструктирования работников МДОУ работающих с инвалидами
Должностная инструкция ответственного за оказание помощи детям-инвалидам, обучающимся с ОВЗ
План мероприятий по организации инструктирования работников
Приказ об организации инструктирования по вопросам доступности
Положение о комиссии по организации обследования и паспортизации
Приказ об утверждении паспорта доступности и дорожной карты
Программа инструктажа по вопросам доступности для инвалидов
Приказ о допуске сурдопереводчика
Акт обследования к паспорту доступности
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование— обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Воспитанники с особыми образовательными потребностями (ОВЗ и инвалиды— физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
К группе лиц с ОВЗ и инвалиды относятся: глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слепые, слабовидящие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра (РАС), со сложными дефектами и др.
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как известно, что не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями развития, умения взаимодействовать в едином детском коллективе.
Дети с ОВЗ и инвалиды могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития.
Наличие в группе массового дошкольного учреждения ребенка с ОВЗ или инвалида требует внимания к нему со стороны воспитателей, готовности вместе с родителями разделить ответственность за его воспитание и обучение, подготовку к школе.
Наиболее важным аспектом является психологическая готовность воспитателя группы к работе с ребенком, желание помочь ему и его родителям, сделать пребывание такого ребенка в группе полезным и интересным для него.
Основная задача коррекционно-педагогической работы — создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ и инвалидов в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Охарактеризуем основные направления работы, которые выделяются в Программе.
Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка (культурные ландшафты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая, детская библиотека, игротека, музыкально-театральная среда и др.
Специально оборудованные учебные кабинеты
Специально оборудованных кабинетов в МДОУ для детей инвалидов нет.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Библиотеки в МДОУ — детском саду №1 нет.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Объектов спорта для детей инвалидов и детей с ОВЗ в спортивном зале нет.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушения речи):
- Материалы и игры по темам;
- Игрушки для развития правильного речевого дыхания;
- Картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
- Настольно – печатные дидактические игры;
- Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
- Методическая, дидактическая, справочная и художестсвенная литература.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья МДОУ обеспечено:
- знак «Кнопка вызова»;
- для слабовидящих знак «Жёлтая полоса» на всех лестничных маршах внутри здания;
- для слабовидящих «Знак безопасности — жёлтый круг» как на входе в здание, так и внутри.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, группам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица. Территория МДОУ асфальтирована. В свободный доступ к играм и игрушкам. В ДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ПМПК, обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Специальные условия питания
В МДОУ организовано сбалансированное питание в соответствии с 10 – дневным меню, утвержденным заведующим ДОУ. Питание воспитанников осуществляется в соответствии с действующими Санитарно — эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 15.05.2013 г.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не осуществляется.
Специальные условия охраны здоровья
Скоординированная работа всех участников педагогического процесса (родителей, воспитателей, мед/сестры, музыкальных руководителей) обеспечит организацию индивидуально – дифференцированного подхода к детям, который обеспечит индивидуальное сопровождение ребёнка каждым специалистом.
С целью обеспечения психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса дошкольников с проблемами в развитии в МДОУ создан Психолого-психологический консилиум (ППк).
Цель ППк:обеспечение диагностико-коррекционного психолого -педагогического сопровождения воспитанников с особыми возможностями в здоровье, исходя из реальных возможностей ДОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
Задачи консилиума:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностика отклонений в развитии или состояний декомпенсации;
- всестороннее обсуждение проблем ребенка в ресурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития воспитанников;
- утверждение индивидуального образовательного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;
- определение характера и эффективности коррекционной помощи в рамках имеющихся в ДОУ возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамика его состояния, уровень успешности.
Организация работы:
Обследование ребенка специалистами ППк осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или сотрудников образовательного учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании письменного заявления или договора между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников в присутствии родителей.
Обследование проводится каждым специалистом ППк индивидуально. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации.
На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.
На заседании ППк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. Коллегиальное заключение содержит обобщенную характеристику состояния психофизического развития ребенка и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Коллегиальное заключение ППк и рекомендации подписываются председателем и всеми членами ППк.
Заключения специалистов, коллегиальное заключение и рекомендации доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только с их письменного согласия.
При необходимости углубленной диагностики и (или) разрешения спорных вопросов специалисты ППк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Ввиду отсутствия в МДОУ обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Ввиду отсутствия в МДОУ обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями доступ к электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрен
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
- Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование;
- Стелажи для пособий;
- Письменный стол для работы воспитателя;
- Столы для занятий с детьми;
- Стулья детские.
Психолого-педагогические условия
Учебно-методические средства обучения
- Примерный перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды:
Схемы:
- Анализа артикуляции звуков;
- Характеристик звуков;
- Сравнительного анализа артикуляции звуков;
- Для определения места звуков в слове и другие.
Предметные и сюжетные картинки:
- По группам звуков;
- По местонахождению звука в слове;
- Для усвоения слоговой структуры слова;
- Для формирования лексико-грамматических категорий;
- По лексическим темам;
- Для составления словосочетаний и предложений
- Серии сюжетных картинок.
Игры и пособия: «Домики звуков»; «Театр настроения»; «Звуковые дорожки»; «Умные шнурочки»; «Геоборд», «Собери картинку»; «Кручу-верчу»; «Парочки»; «Найди картинку»; «Слоговой поезд» и др.
Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Нет.
Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Нет